krocodl (krocodl) wrote,
krocodl
krocodl

Categories:

По итогам некоторого обсуждения

пришло вдруг в голову, что песни в жанре "страдания" (русские народные, романсы, а равно как и другие жанры на ту же тему, например тематическое мыло) оказывают важное тренировочное воздействие на психику обывателя. Например депрессия, сама по себе не плоха и не хороша - одно из состояний, плохо когда клиент в ней залипает и самостоятельно выбраться обратно не может. Если же клиента периодически "прогуливать" с помощью культурных стимуляторов из нормального состояния в депрессивное и обратно, то путь становится обкатанным и знакомым. А потому в случае возникновения собственным проблем "залипания" не происходит или происходит с гораздо меньшей вероятностью.

С другой стороны действует принцип контроля через временное усиление. Известный прием: человек может в довольно широких пределах контролировать субъективный уровень воспринимаемый боли. Но если клиенту просто об этом сказать, то он убедительно возразит и вообще пошлет вас в известном направлении. У него кошмар как все болит (или плохо, но важно), а вы тут со своими сомнительными теоретическими рассуждениями, подозрительно напоминающими опыты на кроликах. Однако можно ему предложить усилить боль, что практически с гарантией получится. Потом не давая ему забыть, что боль какое-то время была под его контролем, предложить ее уменьшить. Клиент радостно следует идее и на энтузиазме сопротивления проскакивает назад на более благополучной уровень, чем до начала процедуры. Если пошло туго, то можно еще раз сходить туда-назад, примерно как выталкиваем машину из обледеневшей промоины. Важно, что в определенный момент даже до самого страдающего товарища доходит, что за ручку в итоге держится он и дело идет на лад. Услышал я эту технику от Алексея Шкуропата, который ее успешно применял при работе с болью у пациентов после химиотерапии в московском раковом центре. Сам успешно использовал с некоторыми вариациями.

Так вот со страданиями душевными, естественными и наведенными, дело может обстоять примерно так же. То есть клиента в расстроенном состоянии тянет пострадать в унисон возвышенному или просто привычному образцу. Тот загоняет его до приличного уровня истерики, после чего отпускает. Релаксируя товарищ в своем движении "назад" с разгону проскакивает ту точку, на которой залип. Кстати, очень похоже на некоторые приемы работы с сопротивлением в рукопашном бое. И вообще, для того, чтобы посадить бобра в клетку надо поднести его головой ко входу и резко оттащить за хвост. Остальное он сделает сам.

Tags: культура, психология
Subscribe

  • На полях одной дискуссии

    Одна из важнейших ролей юмора (разумеется, антропологи написали тонны совершенно не смешных томов на эту тему) является защитная, поэтому в основе…

  • Подумалось

    «В Англии антисемитизма быть не может, поскольку англичане не считают себя глупее евреев». Черчилль Уинстон Пообщался тут случайно в ФБ с одним…

  • Ну практически же мягкая школа...

    Engineers at Northwestern University learn by swing dancing The students include biomedical, mechanical and chemical engineering majors who say…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • На полях одной дискуссии

    Одна из важнейших ролей юмора (разумеется, антропологи написали тонны совершенно не смешных томов на эту тему) является защитная, поэтому в основе…

  • Подумалось

    «В Англии антисемитизма быть не может, поскольку англичане не считают себя глупее евреев». Черчилль Уинстон Пообщался тут случайно в ФБ с одним…

  • Ну практически же мягкая школа...

    Engineers at Northwestern University learn by swing dancing The students include biomedical, mechanical and chemical engineering majors who say…